Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
19.05.2020
Календарь православных праздников "Вознесение Господне"

28 мая православные отмечают праздник Вознесение Господне, вспомним историю возникновения, приметы, обычаи и традиции этого Великого Христианского праздника. В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человечес¬кий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19). Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно что-то рассказать обычным человеческим языком: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).Один из важнейших постулатов христианской веры состоит в том, что Иисус Христос является одновре¬менно и Богом, и человеком. Как Бог Он присутствовал в этом небесном мире всегда, а как человек — вошел в него в день Вознесения. С тех пор Спаситель пребывает на горнем престоле с человеческими душой и телом. С таким же телом, подчеркивает Иоанн Златоуст, которое Бог некогда создал из праха земного и о котором сказал, когда изгонял Адама из рая: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). Прожив жизнь абсолютно свято и целиком подчинив Свою человеческую волю Божественной, Христос исправил грех Адама (Церковь называет Его «новым Адамом») и сделал человека достойным взойти на высоту, немыслимую даже для ангелов. Парадоксально, но, вознесшись на небо, Христос стал гораздо ближе к каждому из нас. Когда Он ходил по земле, то мог общаться лишь с теми, кто был с Ним рядом. Но с момента Вознесения Он — опять же, как человек, а не только как Бог! — пребывает в вечности и в любой точке пространства мы можем Его ощутить, так что совершенно понятными становятся слова апостола Павла: Господь близко (Флп 4:5). Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас. От апостола Павла мы знаем, что в день Второго Пришествия Спасителя восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:17). Очевидно, с нами «произойдет нечто подобное тому, что произошло… с Самим Господом на горе Елеонской», делал вывод архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). А святитель Николай Сербский (Велимирович) уподоблял вознесшегося Христа «орлу, что прокладывает путь своим орлятам», или «ласточке, что летит впереди, указывая путь стае». Вознесение Господне – последний весенний праздник на святой Руси. «Дошла весна - красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос воскресе» поют, – тут ей и конец пришел!» – говорили в народе. А весна и впрямь с этого праздника Господня уступает на земле место лету знойному, жаркому, с его страдными работами да сухотами-заботами, по народной поговорке: «Потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит». По старинному преданию, со светлого праздника, с Великого дня Христова Воскресения «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские»: вплоть до самого Вознесения Господня могут грешники, пребывающие в кромешном аду, видеться с праведниками, обитающими в райских кущах. Сорок дней, говорит народ, ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья, потому - то и земля так ярко зеленеет, такими благовониями райскими благоухает в это время. «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают – Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают». В канун Вознесения Господня, по старинной примете, и соловьи поют громче, звонче, чем во все остальное время, словно знают они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа-Спаса на миру православном. Ночь эта так и слывет в народе за «соловьиную». Грешно было, по словам даже завзятых ловцов-соловьятников, в это время соловьев подстерегать и ловить. Кто поймает – тому ни в чем целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с Господом все обиды земные. Утром на Вознесение плачет мать сыра земля обильной росой по удаляющемуся с нее госте-Христе. Эта «вознесенская» роса в народе наделялась великой целебной силой, потому-то и собирали ее с цветов на пойменных лугах опытные знахарки. «Если знать такое слово заветное да пошептать его над вознесенской росою, да выпить болящему дать, – всякое лихо как рукой снимет!» – гласит народная мудрость. Живое, образное представление евангельского события –восхождения Спасителя на небо во всей своей Божественной славе – в обиходной жизни русской деревни потребовало вещественного обрядового знака, подобного пасхальным куличам, сыру, яйцам и т. п. На праздник Вознесения Господня пекли пироги с зеленым луком, а главное, особенное кушанье – хлебные (ржаные) «лесенки». Такие «лесенки» делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес Апокалипсиса. Прежде эти пироги и «лесенки» освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть после кончины гадающему. Если все семь «ступенек» оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот, если «лесенка» разбивалась на мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится. Позднее это гадание упростилось до того, что «лесенки» бросают прямо на пол, около печи, в которой их испекли. Также существовало поверье, что если вынести такие «лесенки» на ниву, на полосу, и поставить по одной в каждом углу загона, то рожь будет расти быстрее и вырастет выше роста человеческого. Только делать это надо было с тайной молитвой да с опаской от лихого глаза, то есть с оглядкой от недоброго, завидущего человека, а то не выйдет никакого толку. Простодушие верования и стремление к его образному выражению на этом обычае не остановилось, а пошло дальше: к «лесенкам» прибавилось еще особое печенье – сочни с овсяной крупой, называемые «христовыми окутками» – всегдашней принадлежностью всякой крестьянской обуви, неизбежной при хождениях и восхождениях. Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесение в гости по родным и знакомым. Называлось это «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок «лесенки» из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое весеннее гулянье – на площадях, вокруг церквей. С Великого дня Христова до Вознесения считалось тяжким грехом отказать нищему, убогому человеку, страннику-захожему в посильной милостыне. Да и во всякое время, говорит народ, грешно не поделиться с просящим во имя Христово, если есть чем поделиться, если «есть на столе хоть каравай хлеба, а в закромах хоть осьмина жита».

Поделиться:
Дата создания: 19.05.2020 10:56
Дата последнего изменения: 19.05.2020 10:56